лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

четверг, 24 августа 2023 г.

Хрестоматийное...

 




Константин Бальмонт
Август 
Как ясен август, нежный и спокойный,
Сознавший мимолетность красоты.
Позолотив древесные листы,
Он чувства заключил в порядок стройный.
В нем кажется ошибкой полдень знойный, –
С ним больше сродны грустные мечты,
Прохлада, прелесть тихой простоты
И отдыха от жизни беспокойной.
В последний раз, пред острием серпа,
Красуются колосья наливные,
Взамен цветов везде плоды земные.
Отраден вид тяжелого снопа,
А в небе журавлей летит толпа
И криком шлет «прости» в места родные.
1894 

Этот сонет Константина Бальмонта я размещала в блоге пару лет назад. Но вот решила напомнить ещё раз. А вместе с ним вспомнить и другие любимые и знакомые стихи. 

Константин Бальмонт
Я мечтою ловил уходящие тени…
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
И чем выше я шел, тем ясней рисовались,
Тем ясней рисовались очертанья вдали,
И какие-то звуки вдали раздавались,
Вкруг меня раздавались от Небес и Земли.
Чем я выше всходил, тем светлее сверкали,
Тем светлее сверкали выси дремлющих гор,
И сияньем прощальным как будто ласкали,
Словно нежно ласкали отуманенный взор.
И внизу подо мною уже ночь наступила,
Уже ночь наступила для уснувшей земли,
Для меня же блистало дневное светило,
Огневое светило догорало вдали.
Я узнал, как ловить уходящие тени,
Уходящие тени потускневшего дня,
И все выше я шел, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.


Константин Бальмонт
Безглагольность
Есть в русской природе усталая нежность,
Безмолвная боль затаенной печали,
Безвыходность горя, безгласность, безбрежность,
Холодная высь, уходящие дали.
 
Приди на рассвете на склон косогора, -
Над зябкой рекою дымится прохлада,
Чернеет громада застывшего бора,
И сердцу так больно, и сердце не радо.
 
Недвижный камыш. Не трепещет осока.
Глубокая тишь. Безглагольность покоя.
Луга убегают далёко-далёко.
Во всем утомленье — глухое, немое.
 
Войди на закате, как в свежие волны,
В прохладную глушь деревенского сада, -
Деревья так сумрачно-странно-безмолвны,
И сердцу так грустно, и сердце не радо.
 
Как будто душа о желанном просила,
И сделали ей незаслуженно больно.
И сердце простило, но сердце застыло,
И плачет, и плачет, и плачет невольно.
1900 г.



Константин Бальмонт
Голос заката
1
Вот и Солнце, удаляясь на покой,
Опускается за сонною рекой.
И последний блеск по воздуху разлит,
Золотой пожар за липами горит.
А развесистые липы, все в цвету,
Затаили многоцветную мечту.
Льют пленительно медвяный аромат,
Этой пряностью приветствуют закат.
Золотой пожар за тканями ветвей
Изменяется в нарядности своей.
Он горит как пламя новых пышных чар,
Лиловато-желто-розовый пожар.
2
Я отошедший день, каких немного было
На памяти твоей, мечтающий мой брат.
Я предвечернее светило,
Победно-огненный закат.
Все краски, сколько их сокрыто в силе света,
Я в мысль одну вложил, которая горит,
В огонь, рубиновый одета
И в нежно-дымный хризолит.
Многоразличные созвучия сиянья
По небу разбросав, я все их слил в одно:
В восторг предсмертного сознанья,
Что мне блаженство суждено.
Так пышно я горю, так радостно-тревожно,
В воздушных облаках так пламенно сквозя,
Что быть прекрасней — невозможно,
И быть блаженнее — нельзя.
Гляди же на меня, о, дух мечты печальной,
Мечтатели земли, глядите на меня:
Я блеск бездонности зеркальной
Роскошно гаснущего дня.
Любите ваши сны безмерною любовью,
О, дайте вспыхнуть им, а не бессильно тлеть,
Сознав, что теплой алой кровью
Вам нужно их запечатлеть.


15 комментариев:

  1. Да, вот уже и август заканчивается. В самом начале осени прекрасные закаты.
    Спасибо, что напомнили о творчестве Бальмонта. И фото прекрасные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо. Закаты красивые, но из дома у нас их не видно. Вот благодаря тому, что дочь с внучками у нас гостила, мы вечерами выезжали на природу и поймали эту красоту.

      Удалить
  2. Полюбовалась природой,закатом в поле!
    Лето, как быстро пролетело.Но впереди красивая осень!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, лето промчалось, а я как та стрекоза - ничего толком не успела. Утешаю себя тем, что всё лето общалась с детьми и внучками. А это дороже всего.

      Удалить
  3. Август пролетел очень быстро. Красивые фото.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, спасибо. Да, август пролетел быстро. А ещё дело в том, что уже с середины месяца предчувствуется осень: сохнут травы, краснеют рябины. И кажется, что лето закончилось.

      Удалить
  4. Людмила, спасибо за настроение. Виды и стихи такие чудесные. Закат восхитителен. Сегодня я тоже снимала вид с поляны, на которой была.

    ОтветитьУдалить
  5. Вы живёте в таком красивом месте. А если эта веранда с видом на реку - Ваша, так это просто рай.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хилола, природа у нас замечательная. А веранда , к сожалению, не моя. Это местная достопримечательность - усадьба «Надеждино» «бриллиантового князя» А.Б. Куракина. Вернее, то, что пытаются построить на месте её руин.

      Удалить
  6. Очень красивые фото и сонеты Бальмонта. "Я узнал, как ловить уходящие тени,
    Уходящие тени потускневшего дня" Красивая природа окружает вас, Людмила.

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо за Бальмонта, Людмила! С удовольствием прочитала, проговаривая. Понравился сонет, о котором (поэтической форме) говорила сегодня на лекции, и название, и текст "Безглагольность". Для меня вторая половина августа имеет привкус пепла. Как ни стараюсь блокировать в сознании календарь... Зовите, когда напишите в блоге, потому что семестр мой побежал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за внимание. Я сейчас редко пишу, но всегда рада Вашим комментариям.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...