лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

понедельник, 21 марта 2022 г.

Март великодушный

 

Булат Окуджава
Март великодушный
У отворенных
у ворот лесных,
откуда пахнет сыростью,
где звуки
стекают по стволам,
стоит лесник,
и у него —
мои глаза и руки.
А лесу платья старые тесны.
Лесник качается
на качкой кочке
и все старается
не прозевать весны
и первенца принять
у первой почки.
Он наклоняется — помочь готов,
он вслушивается,
лесник тревожный,
как надрывается среди стволов
какой-то стебелек
неосторожный.
Давайте же не будем обижать
сосновых бабок и еловых внучек,
пока они
друг друга учат,
как под открытым небом
март рожать!
Все снова выстроить — нелегкий срок,
как зиму выстоять, хоть и знакома…
И почве выстрелить
свой стебелек,
как рамы выставить хозяйке дома…
…Лес не кончается.
И под его рукой
лесник качается,
как лист послушный…
Зачем отчаиваться,
мой дорогой?
Март намечается
великодушный!

 Сегодня Всемирный день поэзии. Он был учреждён в 1999 году на 30-й сессии генеральной конференции ЮНЕСКО. «Поэзия, — говорится в решении ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека — но для этого необходимо привлечь к ней как можно более широкое общественное внимание». Хочу в этот день поделиться стихотворениями, которые люблю и часто читаю . Автор исполнял их в сопровождении гитары. Но для меня это в первую очередь стихи. 

Булат Окуджава
В земные страсти вовлеченный
В земные страсти вовлеченный,
я знаю, что из тьмы на свет
однажды выйдет ангел черный
и крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый,
прекрасный, как благая весть,
идущий следом ангел белый
прошепчет, что надежда есть.

Фотографии друзей
Деньги тратятся и рвутся,
забываются слова,
приминается трава,
только лица остаются
и знакомые глаза…
Плачут ли они, смеются —
не слышны их голоса.
Льются с этих фотографий
океаны биографий,
жизнь в которых вся, до дна,
с нашей переплетена.
И не муки в не слезы
остаются на виду,
и не зависть и беду
выражают эти позы,
не случайный интерес
и не сожаленья снова…
Свет — и ничего другого,
век — к никаких чудес.
Мы живых их обнимаем,
любим их в пьем за них…
…только жаль, что понимаем
с опозданием на миг!

Мгновенно слово. Короток век…
Мгновенно слово. Короток век.
Где ж умещается человек?
Как, и когда, и в какой глуши
распускаются розы его души?
Как умудряется он успеть
свое промолчать и свое пропеть,
по планете просеменить,
гнев на милость переменить?
Как умудряется он, чудак,
на ярмарке
поцелуев и драк,
в славословии и пальбе
выбрать только любовь себе?
Осколок выплеснет его кровь:
«Вот тебе за твою любовь!»
Пощечины перепадут в раю:
«Вот тебе за любовь твою!»
И все ж умудряется он, чудак,
на ярмарке
поцелуев и драк,
в славословии
и гульбе
выбрать только любовь себе!

***

Давайте восклицать, друг другом восхищаться,
Высокопарных слов не надо опасаться.
Давайте говорить друг другу комплименты —
Ведь это все любви счастливые моменты.
 
Давайте горевать и плакать откровенно
То вместе, то поврозь, а то попеременно.
Не нужно придавать значения злословью —
Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.
 
Давайте понимать друг друга с полуслова,
Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.
Давайте жить, во всем другу потакая, —
Тем более, что жизнь короткая такая.

Романс

Не предвкушай счастливых дней,

преподнесенных небесами.

Омыты горькими слезами,

они взойдут в душе твоей.

 

И времечко не то, и свечка оплыла.

Из всяких громких слов рубахи не сошьешь.

Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила,

ведь я и сам живу, покуда ты живешь.

 

Не жди безоблачной любви,

и громогласной и безгрешной:

она ведь не простор безбрежный,

а тайный сговор меж людьми.

 

Любовь то вознесет, раскинувши крыла,

то сгубит ни за грош, а что с нее возьмешь?

Я должен, должен жить, затем чтоб ты жила,

да я и сам живу, покуда ты живешь.

***

Мгновенна нашей жизни повесть,
такой короткий промежуток,
шажок, и мы уже не те…
Но совесть, совесть, совесть, совесть
в любом отрезке наших суток,
хотя она и предрассудок,
должна храниться в чистоте.
За это, что ни говорите,
чтоб все сложилось справедливо,
как суждено, от А до Я,
платите, милые, платите
без громких слов и без надрыва,
по воле страстного порыва,
ни слез, ни сердца не тая.

14 комментариев:

  1. Красивые стихи о марте! Но я больше люблю апрель.

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Людмила Алексеевна.
    Спасибо за новую весеннюю поэтическую подборку.
    Весна-весна, пора любви...

    ОтветитьУдалить
  3. Людмила, чудесные стихи! "В земные страсти вовлеченный" Булата Окуджавы повторяю себе частенько. Была приятно удивлена увидеть их сегодня здесь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. А я недавно встретила это стихотворение, хотя люблю творчество Булата Окуджавы и считала. что неплохо знаю.

      Удалить
  4. Люблю март. Это мой месяц, полный солнца и тепла.
    Люблю Окуджаву. Это мой поэт, полный мыслей и смыслов)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Окуджава будет интересен всегда. Негромкий, непафосный, но очень глубокий. А вот март по гороскопу для меня месяц упадка сил. Хотя жизнь показала обратное. Наверное, всё врут гороскопы.

      Удалить
  5. Людмила , прекрасные стихи Булата Окуджавы.

    ОтветитьУдалить
  6. Окуджава меня всегда трогал до слёз. Спасибо большое, Людмила.
    У меня новость. Я закончила свою версию "Крестовых походов". Пока коллективная версия ждёт вдохновения соавторов. Думаю, сейчас мало у кого есть настроение заниматься творчеством.http://www.hihilola.ru/p/blog-page_9.html
    Если у Вас будет время и желание, не могли бы Вы ознакомиться с моим произведением. Я буду очень благодарна. Хотя, если у Вас нет времени или желания, я Вам пойму. С благодарностью приму и учту критику (только положительную)))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хилола, спасибо за приглашение. Я начала читать. но читаю очень медленно. Захожу на сайт с компьютера, а сидеть долго не позволяет позвоночник. Так что до конца доберусь не скоро.

      Удалить
  7. Людмила, прекрасные стихи и песни Окуджавы, тоже люблю.
    Мой пост Вышивка скоро выйдет, я пишу редко и получилась накладка с датой.
    До скорого!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо. Буду ждать. Про эту вышивку читала немного на Вашей страничке о рукоделии, но думаю, будет интересно. Давно мечтаю научиться вышивать крестиком, но, наверное, уже и начинать не стоит.

      Удалить
  8. Добрый вечер, Людмила! Забежала в паузу и порадовалась: вспоминать Окуджаву гораздо приятнее, чем править беспомощную статью китайского магистранта. Зарядилась, спасибо! Back to work. Будет время, загляните ко мне, об этом празднике: https://irina-alicelovers.blogspot.com/2013/03/do-we-need-poetry.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Ирина. Зашла, прочитала пост и комментарии. Кстати, пост я в прошлом году читала, комментировать не стала.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...