лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

пятница, 28 мая 2021 г.

"Белой акации гроздья душистые вновь аромата полны..."









В продолжение цветочной темы ещё немного поспамлю фотографиями. Чудесный аромат цветущей белой акации напомнил мне события очень далёкие: последний звонок 1993 года. Правда, акация тогда рядом не цвела, но вот романс на стихи М.Матусовского звучал на той линейке, исполняла его руководительница музыкального кружка. Это была особенная линейка: закрывался городок, расформировывалась школа, мы разъезжались в разные места и понимали, что возможности собраться вместе в стенах, которые стали родными, у нас не будет. Хотелось верить, что всё хорошее, что здесь было - а было очень много - наши дети унесут в сердцах: малыши в новую школу, а выпускники во взрослую жизнь. Потом была другая школа, в которой я проработала больше 25 лет (пафосно выражаясь - четверть века). Были другие ученики, другие традиции. Но я всегда помнила то, чему меня научила наша 115-ая - ученики, коллеги, завуч и директор - и старалась соответствовать тем высоким нормам, которые были там заданы. Очень хотелось, конечно, узнать о судьбе своих учеников. И когда появился сайт "Одноклассники", я в первую очередь разыскала их. С некоторыми мы общаемся и сейчас, про других я просто изредка узнаю новости. 
У меня тогда были разные классы, но сложнее всего было со старшеклассниками. Только поменялась программа по литературе, было предложено для изучения много совсем новых произведений, особенно в 11 классе. Некоторые из них мы даже в университете не изучали. Приходилось искать, читать самой, осмысливать, а потом приходить в класс и рассказывать о них ученикам, и обсуждать, и спорить. Читала ночами, закончив все другие дела. Весной окно комнаты было открыто, и в зарослях рядом с домом пел-заливался соловей. А незадолго до этого шла на работу и вдруг заметила, что на берёзе листья распустились, весна наступила, а я в заботах этот момент пропустила. Но для меня это было самое счастливое время. Можно было выбирать, пробовать, искать. Не приходилось "натаскивать" на заданные темы. Конспекты тех уроков и карточки с заданиями (написанные от руки) храню до сих пор, хотя практически никогда не повторяла. 
Так что романс о цветущей акации для меня не просто хорошая песня.  

Музыка В. Баснера
Слова М. Матусовского
Целую ночь соловей нам насвистывал,
Город молчал и молчали дома...
Белой акации гроздья душистые
Ночь напролет нас сводили с ума.

Сад весь умыт был весенними ливнями,
В темных оврагах стояла вода.
Боже, какими мы были наивными,
Как же мы молоды были тогда!

Годы промчались, седыми нас делая...
Где чистота этих веток живых?
Только зима да метель эта белая
Напоминают сегодня о них.

В час, когда ветер бушует неистово,
С новою силою чувствую я:
Белой акации гроздья душистые
Невозвратимы, как юность моя!
Белой акации гроздья душистые
Неповторимы, как юность моя...

 Кстати, недавно нашла историю создания этого романса. Оказывается, он написан, если можно так выразиться, по мотивам другого, известного с начала 19 века. Не буду пересказывать эту историю, желающие могут прочитать её вот здесь >>>   
Там же есть ссылки, перейдя по ним, можно послушать этот великолепный романс в исполнении самых известных артистов.
А белая акация цветёт рядом с домом, в котором я живу. Когда-то деревца были небольшими, теперь дотянулись до пятого этажа. Как выяснилось, вовсе это и не акация, а робиния ложноакациевая. Но от такого уточнения аромат её не стал менее чарующим. За городом мы встречали целые заросли этого растения, только уже в виде кустарника. А в городе есть ещё деревья с розовыми цветами. 




 

 


13 комментариев:

  1. Красивые фотографии! Прекрасные стихи!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Людмила Алексеевна!
    Благодарю Вас за личные воспоминания и,конечно,фотографии! И вовсе они не спам! Такие яркие, красивые!
    А мне даже некогда сейчас по сторонам смотреть, вдыхать чудесные ароматы)) Бегу сначала в лицей, а потом домой. Май для меня всегда "бегун". Немного передохнула только на майские праздники.
    Отправляюсь читать по ссылке историю про создание романса.
    И обязательно послушаю его в разном исполнении. Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна, спасибо Вам за внимание. Вот и я пока работала. не успевала заметить эту красоту, хотя до школы двадцать минут шла через лес. Вот, кажется, только ландыш листочки проклюнул, а уже и цветы все оборвали. Зато сейчас радуюсь возможности наблюдать, как всё меняется вокруг. А Вам желаю здоровья и побольше времени для себя.

      Удалить
  3. Какой "душистый" пост!У меня тоже воспоминания с цветущей акацией. Мама моя, когда я сдавала экзамены после 10 класса, всегда меня перед этим "выгуливала" по аллее, которая вся была засажена кустами акации, этот запах на всю в жизнь в памяти остался. И она повторяла -какие экзамены,(но я их все на отлично сдала) от таких запахов, только влюбляться. Сейчас, почему -то всю её вырубили и стоят берёзки.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо, я рада, что Вам понравилось. Мне кажется, что это растение истребить нельзя. Семена падают и тут же прорастают. А уж корни такие вездесущие, что таперь там, где акация растёт, и посадить ничего нельзя: ямку копаешь, а везде корни. У нас тут пару домов старых разобрали, так участки за год-два заросли акацией.

    ОтветитьУдалить
  5. Читала и осознала, что не помню запаха акации. У нас растет желтая, кустами, она практически не пахнет. И многое прозвучало просто в унисон, Людмила: рассказ об изменившейся программе по литературе (собираюсь писать на близкую тему), экс-ученики-студенты... Общение с ними, особенно выпускниками 20-30 лет назад, бесценно. Еще одно созвучие, как Вы весну пропустили напомнило мои Мысли о мироустройстве на исходе весны https://irina-alicelovers.blogspot.com/2015/05/blog-post_31.html . Будет желание, заходите, уважаемая коллега!

    ОтветитьУдалить
  6. У нас в деревне акация растет вдоль реки. Свежесть воды и запах акации... в город возвращаться совсем не хотелось.
    Красивые фотографии!

    ОтветитьУдалить
  7. Очень красивые фотографии Людмила, и романс мне тоже напомнил весну, запахи цветущих деревьев. У нас акация растет с желтыми цветочками, без запаха. А робиния не выживает зимой. Так что завидую вашим ароматам!
    Работа затягивает, совсем не замечаешь природу. "Я только жить начинаю, на пенсии..." сказал почтальон Печкин.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Надежда. Я выросла в Саратовской области, у нас тоже не было робинии. Жёлтая акация росла вдоль дорог, мы из её стручков свистульки делали. А здесь растёт робиния и в виде кустарника и деревьями. Аромат волшебный, но вот соседей она потихоньку выживает. Я имею в виду другие растения.

      Удалить
  8. Людмила Алексеевна, очень впечатлила белая акация. Я как-то помню из детства жёлтую акацию и её запах и... даже вкус, ребятишками мы её пробовали на вкус и делали свистульки.
    Спасибо за фото и стихи!

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...