лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

суббота, 15 мая 2021 г.

День семьи

15 мая - Международный день семьи. В этот день желаю всем, чтобы в ваших семьях царили любовь, взаимопонимание и поддержка. Хочу поделиться любимой цитатой из книги А.И.Гончарова "Обыкновенная история". Отправляя единственного сына в Петербург, Анна Павловна Адуева пишет письмо брату своего покойного мужа и просит его: 

Не оставьте его, любезный деверек, вашими советами и возьмите на свое попечение; передаю его вам с рук на руки. … Ведь вы там один у него…  Присмотрите за ним, не балуйте уж слишком-то, да и не взыскивайте очень строго: взыскать-то будет кому, взыщут и чужие, а приласкать некому, кроме своего…

Вот это: взыщут и чужие, а приласкать некому, кроме своего, - мне кажется самым главным. Мы несовершенны, мы  ошибаемся, бываем неправы, но в семье ждём не суда и приговора, а понимания и поддержки.  
 А ещё, посмотрев замечательный обзор книг на тему семьи в блоге Агнии Книгиной, решила поделиться впечатлением от книги Гейл Форман "Оставьте меня". Мерибет Кляйн - редактор журнала о жизни знаменитостей. Её семья не совсем типична, но и исключительной по нынешним меркам её тоже не назовёшь. Сама Мерибет  была приёмным ребёнком у своих родителей. Её долгожданные дети - близнецы Лив и Оскар - появились на свет благодаря ЭКО. А вот ситуация, в которой оказалась героиня, многим покажется знакомой. Мерибет  неимоверно устала от работы, от домашних дел, от ужасного поведения четырёхлетних сына и дочери. Вместо того, чтобы попросить помощи у мужа, она молча "везёт" это сама и копит в душе недовольство, усталость и злость. К чему это приводит? К инфаркту в 44 года. К ощущению пустоты и ненужности, к отсутствию хоть какой-то благодарности от окружающих, от тех, ради кого она выкладывается. Мерибет ужасает мысль о том, что она могла умереть от сердечного приступа или во время операции. Но ни мать, ни муж, ни тем более дети как будто не хотят замечать, что ей нужны покой и забота. Кажется, даже близкая подруга предала Мерибет.

И вот тогда женщина решается на побег. Да, она уезжает в другой город, оставив мужу сумбурную записку. Уезжает тайком, везде платит наличными и не пользуется медицинской страховкой, обращаясь к врачу, - всё для того, чтобы не быть обнаруженной. Возможно, это естественное желание загнанного жизнью человека - дать себе передышку. Дальнейшее развитие событий может показаться нереалистичным, немотивированным, поведение героини инфантильным. Она живёт в другом городе, пытается разыскать свою биологическую мать (для того, чтобы выяснить, не наследственные ли у неё проблемы со здоровьем), заводит новых друзей, наблюдается у врача, учится плавать и пишет письма своим близнецам. Но не отправляет, а складывает в папку. И наступает момент возвращения, когда она узнаёт, что муж справился со всеми домашними делами, что подруга не предала, а помогала и т.д. 
Не помню, как и почему я начала читать эту книгу. Первая и окончательная реакция: как можно оставить детей?! Да, я сочувствовала героине, да, я знаю советы психологов: позаботьтесь в первую очередь о себе, детям нужна здоровая мама. Но как она могла оставить детей? 
Перечитала через год-полтора. Теперь реакция другая: я бы так не смогла. Я так не могу и не хочу. Так нельзя. Но раз появилась эта книга, значит, такая ситуация возможна? Так нельзя, а как можно и нужно было поступить?
О несовершенстве сюжета и психологических характеристик героев написано много отзывов. Кое-кто считает книгу не художественным произведением, а  хорошим поводом для дискуссии студентов-психологов. Возможно. Я считаю, что не совсем последовательно автор книги приводит читателя к выводу: надо уметь договариваться, семья - это доверие, открытость и понимание. Именно доверия, умения говорить с близкими не хватает всем героям книги. 
Поэтому ещё раз всем понимания и поддержки. 

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! Принимайте нового читателя "Словечка"!) Большое спасибо за ссылку на мой блог! И благодарю за то, что поделились мнением о книге Г. Форман. Для меня совершенно новый автор. Сразу понятно, что по прочтении есть о чем подумать, это мне очень нравится.
    Поздравляю Вас с Международным днем семей! Передаю самые искренние и добрые пожелания!

    ОтветитьУдалить
  2. Здравствуйте, Агния. Я очень рада видеть Вас среди своих читателей. Ваш блог увидела недавно, мне нравится, как Вы пишете. А я ведь выпускница Саратовского университета, правда, очень давняя. Так что мы с Вами земляки.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! С Международным Днём семьи! Спасибо за отзыв об интересной книге. К сожалению, не читала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за поздравление, Ирина Михайловна. Книгу читала в электронном виде в открытом доступе и перечитывала тоже. Но, к сожалению, не сделала закладку. Пыталась найти ссылку, но везде только ознакомительный отрывок.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! С прошедшим Днём семьи. С удовольствием почитала о книге Гейла Формана "Оставьте меня". Запишу, чтобы спросить в библиотеках. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна. я нигде не уточнила, но Гейл Форман - писательница. А книгу нам как мамам другого времени почитать интересно. Я вот вспомнила, как однажды мои знакомые сделали передышку в бытовой рутине. У меня такой возможности не было и было обидно. Но вот так оставить детей я бы точно не смогла.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...