лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

понедельник, 20 марта 2023 г.

Как слово отзовётся...

 Завтра, 21 марта - Всемирный день поэзии. "Поэзия - это ответ гармонии души на дисгармонию бытия" - так определил роль поэзии в нашей жизни Наум Коржавин. И я хочу сегодня вспомнить одно стихотворение, которое подтверждает справедливость этих слов. Написал его Варлам Шаламов, писатель и человек с трагической судьбой. Называется оно "Поэту" и обращено к Борису Пастернаку.

В моём, ещё недавнем прошлом, 
На солнце камни раскаля, 
Босые, пыльные подошвы
Палила мне моя земля.
И я стонал в клещах мороза, 
Что когти с мясом вырвал мне, 
Рукой обламывал я слёзы, 
И это было не во сне. 
Там я в сравнениях избитых 
Искал избитых правоту, 
Там самый день был средством пыток, 
Что применяются в аду. 
Я мял в ладонях, полных страха, 
Седые потные виски, 
Моя солёная рубаха 
Легко ломалась на куски. 
Я ел, как зверь, рыча над пищей. 
Казался чудом из чудес 
Листок простой бумаги писчей, 
С небес слетевший в тёмный лес. 
Я пил, как зверь, лакая воду, 
Мочил отросшие усы.
Я жил не месяцем, не годом, 
Я жить решался на часы. 
И каждый вечер, в удивленьи, 
Что до сих пор ещё живой, 
Я повторял стихотворенья 
И снова слышал голос твой. 
И я шептал их, как молитвы,  
И почитал живой водой, 
И образком, хранящим в битве, 
И путеводною звездой.
Они единственною связью 
С иною жизнью были там, 
Где мир душил житейской грязью 
И смерть ходила по пятам. 
И средь магического хода 
Сравнений, образов и слов 
Взыскующая нас природа 
Кричала изо всех углов, 
Что, отродясь не быв жестокой, 
Успокоенью моему 
Она ещё назначит сроки, 
Когда всю правду я пойму. 
И я хвалил себя за память, 
Что пронесла через года 
Сквозь жгучий камень, вьюги заметь 
И власть всевидящего льда 
Твоё спасительное слово, 
Простор душевной чистоты, 
Где строчка каждая - основа, 
Опора жизни и мечты. 
Вот потому-то средь притворства 
И растлевающего зла 
И сердце всё ещё не чёрство, 
И кровь моя ещё тепла.

10 комментариев:

  1. Людмила Алексеевна, здравствуйте!
    Потрясающее стихотворение! Читала прозу (рассказы) Шаламова, а вот стихи - нет. А они стоят того, чтобы с ними познакомиться поближе. Спасибо за пост, Людмила Алексеевна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Борисовна, я тоже больше знаю рассказы В.Шаламова. Это стихотворение встретила случайно. когда собирала подборку стихов памяти Бориса Пастернака. Переписала себе в заветную тетрадь. Позже узнала, что Шаламов и Пастернак были дружны и что у Шаламова есть три посвящения Пастернаку. Но это вот самое сильное, на мой взгляд.

      Удалить
  2. Ответ гармонии души на дисгармонию бытия? Неплохо! Спасибо за открытие Шаламова-поэта. А мы в день поэзии на факультете конкурс чтецов провели, и были блестящие выступления! Будет желание, послушайте:https://disk.yandex.ru/d/IZAtmkhTrDQBJg Алину Курилову, Адриана Астру, Арину Рябицкую и Отрутько особенно. Будьте здоровы, Людмила!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, отвечаю с опозданием: только проводила гостей. Которые мне, кстати, настроили компьютер. Стихи в исполнении студентов прослушала с телефона сразу после Вашего комментария. Нравится именно такое чтение. когда только голос и интонация, без всяких придыханий и заламывания рук.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! Мне тоже почему-то не встречалось это стихотворение. Спасибо Вам! Вы всегда находите интересное!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна. очень приятно прочитать Ваш отзыв. Спасибо.

      Удалить
  4. Сильные стихи. А у нас 21-го марта Новый год. Зороастрийский Новый год. Его отмечают в Иране, Афганистане, Средней Азии.
    Здоровья Вам, Людмила Алексеевна. Хорошей весны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хилола, спасибо за отзыв. Да. стихотворение сильное. В нём правда времени.

      Удалить
  5. Людмила, я не знала это стихотворение Пастернака. Спасибо что познакомили! Теперь знаю когда День поэзии.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надежда Семёновна, это посвящение Варлама Шаламова Борису Пастернаку.

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...