лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

воскресенье, 15 августа 2021 г.

О прочитанном

 


Я не часто делюсь впечатлениями о прочитанном, ещё реже  читаю что-то по рекомендации и отзывам других людей. Чаще выбор определяется душевным состоянием. Но отзыв Ирины Коваленко о книге Лианы Мориарти "Девять совсем незнакомых людей" меня заинтриговал. Нашёлся вариант онлайн чтения, вчера весь день лил дождь - и вот книга прочитана. События разворачиваются в Австралии. В лечебный пансионат, довольно дорогой, приезжают девять совершенно разных людей. Совсем незнакомыми я бы их не назвала, т.к. три человека - это семья: мать, отец и дочь. А ещё одного, как потом выяснится, некоторые из приехавших хорошо знали раньше. Но суть не в этом. Пансионат обещает клиентам десятидневный курс очищения и полного обновления, не только физического, но и духовного. А все они по разным причинам оказались в состоянии именно духовного кризиса. Поэтому, заполняя анкету о целях своего лечения, каждый подразумевает возможность начать новую жизнь. И соглашается принять те условия, которые оговариваются на сайте пансионата. Однако позже выясняется, что в договоре, который подписывают клиенты, указаны не все методы работы персонала. Хозяйка "Транквилум-хауса" Маша (вот как-то меня задело, что она русская) не совсем довольна результатами предыдущих сеансов

"... проходило два, три, четыре года – и немалая их часть возвращалась в «Транквиллум-хаус» с тем же нездоровым видом, что и при первом приезде, а то и еще хуже. <...> Маша лишь временно возвращала их на путь истинный. А когда случался кризис, они возвращались к своим установкам по умолчанию.
Этого было мало. По крайней мере, для Маши.
Вот почему требовался новый протокол. "

И первым условием этого нового протокола было пятидневное молчание. Клиенты не должны были разговаривать друг с другом и с персоналом, встречаться взглядами и т.д. О том, что ещё входило в новый протокол и чем всё закончилось, рассказывать не буду. Лучше прочитать самим. Интрига закручена, держит в напряжении до последних страниц. Неожиданные повороты сюжета скучать и расслабляться не дают. Сознаюсь: в самый напряжённый момент не удержалась и заглянула в конец, чтобы узнать, как всё закончится. Но и это не просто: понять, в какой главе развязка, сразу невозможно. В общем, при всей своей впечатлительности я книгу читала с интересом и удовольствием.  Понравились меткие психологические наблюдения автора. Про зависимость от соцсетей и гаджетов уже написано ЗДЕСЬ. С иронией автор описывает поведение клиентов пансионата: решив начать новую жизнь, навсегда отказаться от вредных привычек, они пытаются тайком протащить эти привычки с собой на курс лечения. Подписав добровольное согласие отказаться от алкоголя, кофеина и сладостей, многие надеются провезти всё это контрабандой в пансионат. Узнаваема и одна из главных черт характера Маши: пройдя в своей жизни через многие испытания, она убеждена, что КАЖДЫЙ может и должен преодолеть любые препятствия (в этом ей видится путь духовного роста), найти выход из безвыходных положений. А если не может, то так ему и надо. Я знала таких людей, а иногда и сама вела себя подобным образом: что значит не можешь, я же смогла? Вообще что касается характера Маши, то мне кажется, Лиана Мориарти сама не определилась в своём отношении к ней. Сильная, целеустремлённая, умная женщина, грамотный психолог, хороший организатор - Маша должна бы вызывать восхищение. Но многие её поступки заставляют негодовать. И по прочтении книги остаётся неясным, что же изменило постояльцев пансионата: новый протокол  лечения или пережитый совместно стресс. И как автор относится к, мягко говоря, нетрадиционным методам Маши. Характеры других героев написаны ярко, мастерски, хотя кое-где мне не хватило мотивированности в их поступках . Странным, например, показалось, что именно Фрэнсис в критические моменты оказывается самой сообразительной. Раньше за ней такого не было заметно. Но это моё личное впечатление. Возможно, замысел автора в том и состоял, чтобы показать в каждом человеке скрытые возможности.  
Итак, книга прочитана на одном дыхании. Ничуть не сожалею о потраченном времени. Захотелось ли перечитать? Нет, пока такого желания не возникло. В своём отношении к героям и событиям я определилась однозначно к концу чтения. До этого был процесс узнавания. Повторюсь, не всё в поступках героев мне понятно и кажется мотивированным, но ведь все люди разные, а я не профессор психологии. По книге запускается сериал. Но я сериалы не смотрю. 
Фотография моя, из личного архива. Искала, чем украсить пост. Показались символическими острые пики забора и решётка на окне. Думаю, прочитавшие книгу меня поймут.

 

11 комментариев:

  1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна.
    Эта книга тоже стоит у меня в очереди на прочтение.
    Тоже заинтересовал отзыв Ирины.
    Вот разберусь с очередным своим "проектом" и примусь за чтение.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, это Вам спасибо за ссылку на электронный вариант. Сама я, возможно, не стала бы искать и не прочитала интересную книгу.

      Удалить
  2. Спасибо, Людмила Алексеевна! Вы так интересно рассказываете о книге, что мне тоже захотелось почитать.

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! Заинтриговали однако) Даже не слышала о такой книге. Возьму н заметку. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  4. С огромным интересом прочла Ваши впечатления, Людмила! Люблю сравнивать, когда книга чем-то запомнилась, ну, Вы знаете.
    Остановлюсь на двух моментах. “Как-то меня задело, что она русская”. Когда я смотрела “Король Лир” с Иэном Маккелленом, меня покоробило, что Корделию играла темнокожая актриса рядом с Реганой и Гонерильей европейской внешности.
    Есть некий набор тем, которые сейчас в тренде, показывающий осведомленность и отношение к ним автора книги/фильма/статьи… Русофобия, толерантность во всех проявлениях, политкорректность этот список возглавляют. Характер Маши прописан коряво, однако, со знанием реалий. В ее репликах и поступках ощущается классовая неприязнь и пережитые лишения. Нам они могут показаться утрированными, но в стране с иным уровнем благосостояния они могут увидеться шокирующими.
    Второй момент – отношение автора к героям. Думаю, это не тот жанр и автор. Здесь первостепенна интрига, превосходно воссозданная. Нам-филологам надо все проследить, проанализировать, извлечь уроки (Ох, как мои студенты это любят!), даже там, где копать нечего.
    А сериалы наши я тоже не смотрю. Но английские и американские – с удовольствием! Доктор Хаус или Big Little Lies, например. Надеюсь, 9 Perfect Strangers будет столь же качественным.
    Работа стоит, а я комменты пишу)) Доброго самочувствия, Людмила, интересно было пообщаться!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, очень интересно было прочитать Ваш комментарий. Про набор тем в современной зарубежной литературе я давно поняла. Не стала в своём посте отмечать другие составляющие этого набора, хотя так и лезут в глаза. Но вот как раз то, что таким монстром показана русская, меня и задело.

      Удалить
    2. Не сомневаюсь, что Вы знакомы с упомянутым набором тем. Увы, приходится принимать их как данность, как бы нас не коробило. За время локдауна пересмотрела весь репертуар шекспировского Глобуса, они открывали свободный доступ каждый день к одному спектаклю. И практически в каждом был темнокожий актер! А ведь они ставят классику, в отличие от того, с Иэном Маккелленом, - реактуализации. Развожу руками!
      Добрых выходных, Людмила!

      Удалить
    3. Забыла сказать, иллюстрацию Вы нашли удачную))

      Удалить
    4. Порадовало, что хотя бы одна тема те прозвучала здесь явно. Спасибо, что оценили фотографию.

      Удалить
  5. Заинтириговали вы меня, Людмила. Тоже поищу в интернете и почитаю.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...