лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

воскресенье, 26 сентября 2021 г.

Пост - вопрос

 

Ездила к детям в гости: у младшей внучки день рождения. На обратном пути вспомнилось, что как только начали говорить, обе внучки обращались ко мне : "бабушка". Причём произносили это слово, сильно растягивая последний звук и повышая тон. Теперь зовут "бабуля", а бабушкой называют только когда говорят обо мне в третьем лице: бабушка купила, сказала, поедем к бабушке. Когда я была ребёнком, своих бабушек называла "бабаня" - так говорили у нас все. Росла я в Саратовской области. А вот студенткой мне довелось побывать в одном из заволжских районов нашей области, там бабушек называли "бабака".  В ходу было ещё слово "мамака", но я тогда не уточнила, к маме так обращаются или ещё к кому. А теперь и спросить не у кого.  А как у вас называли и называют бабушек в обращениях и просто говоря о них? Напишите, пожалуйста, в комментариях.

12 комментариев:

  1. У нас дети просто говорят "баба". Иногда еще добавляют имя бабушки. Я тоже так называла своих бабушек.

    ОтветитьУдалить
  2. Когда я родила первого сына,моей маме было 45 и для меня она была ещё очень молодой,а со словом бабушка ассоциация старенькой бабушки,и мы называли "баба"Маша, как-то это было моложавее чтоли))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, как интересно Вы пытались смягчить это слово. Когда у меня родились дети, мы мою маму и свекровь за глаза и в глаза преимущественно так называли: баба Клава, баба Маша. И отца и свёкра тоже: дед + имя. Просто так легче было и детям запоминать.

      Удалить
  3. Людмила Алексеевна, Вы оказывается в Саратовской области жили! Так приятно)
    У нас называют и "бабушка", и "бабуля", и так, как Ирина Михайловна сказала в своем комментарии. Причем, когда называют "баба" + имя, то чаще всего это звучит с усечением и практически сливается в одно слово. К примеру, "бабАня" или "бабТаня", или "бабЛена")

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Агния, я не только родилась и выросла в пригороде Саратова, но и закончила филфак Саратовского университета. Слово "бабаня" слышала в Аткарском и Татищевском районах. Причём это не слияние с именем. Наших бабушек звали Матрёна и Елена, но мы называли их всегда так. И знакомые так обращались к своим. А слово "бабака" я услышала от жителей Новоузенского района.

      Удалить
  4. Людмила, я называю бабушка, а для сына, чтобы понятнее было, говорю бабушка Лена или бабушка Маша.

    ОтветитьУдалить
  5. У нас называют по разному.
    Если говоришь с кем-то чужим, рассказываешь, то говоришь "Моя бабушка Вера", или "Пойдём к бабушке".
    Если обращаешься к родному человеку в разговоре, то вполне допустимо сокращенное "Ба", к примеру: "Ба, ну когда мы пойдём?", "Ба, ты сегодня кушала?".
    Если обращаешься к чужому пожилому человеку, то или по имени-отчеству, или "Баба Маня".
    Ласково говорим "Бабуля".
    А вот дети часто изобретают свои слова. Так мой брат Сашка называл бабушку в сокращенном варианте "бАшка", а с лёгкой руки племянника Женьки тётю Машу все стали называть "Бабуляка".
    А история такая.
    Женька только учился говорить, и говорил "Бабка".
    А тётя Маша у нас натура тонкая, переживала, что слово "бабка" слишком грубое.
    Вот она и говорила постоянно: "Женечка, скажи - бабуля".
    Женька очень старался произнести это слово, но у него долго не получалось.
    А как-то подошел, взял её за руку и пристально глядя в глаза ласково произнёс по слогам: "Ба-бу-ля...ка!"
    Так и стала наша тётя Маша "бабулякой" на всю оставшуюся жизнь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Валерьевна, спасибо за такой подробный ответ. Да, дети часто изобретают свои словечки и вводят их в общее употребление.

      Удалить
  6. А мы одну бабушку называли бабуся (дедуся соответственно). А вторую Бабаня. Но тут от того, что имя её Аня было. А так, говорили поедем к бабушке.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...