лозунг дня

Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется, -
И нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
Ф.И.Тютчев

понедельник, 25 апреля 2016 г.

Книга о том, как из проблемы сделать коллаж

Прошедшую неделю, включая дождливые выходные, я посвятила чтению книги Джулии Кэмерон «Долгие прогулки. Практический подход к творчеству». Как следует из подзаголовка, предисловия и комментария издательства (а книга вышла в этом году в издательстве «Манн, Иванов и Фербер»), книга адресована людям, чья деятельность  непосредственно связана с искусством: художникам, музыкантам, актёрам, писателям. Опираясь на свой тридцатилетний опыт занятия искусством, Джулия Кэмерон  рассказывает читателям о том, какие препятствия могут встретиться на творческом пути и как их преодолеть. Я к искусству имею лишь косвенное отношение: как зритель и слушатель, а ещё как преподаватель литературы. Иначе говоря,  такие понятия, как творческий застой, непризнание публики и прочее, мне должны быть неведомы. Тем не менее книгу я прочитала с интересом, а теперь занята тем, что выписываю разнообразные цитаты: мудрые мысли, удачные образы, оригинальные метафоры. Чем же так привлекательны «Долгие прогулки»?
Пересказать содержание трёхсот страниц убористого шрифта не представляется возможным. Передать содержание в общих чертах? Тогда всё сводится к совсем уж азбучным истинам, которые и повторять неловко. Тем более что эти истины уже классиками озвучены.  Например, когда я прочитала, что один из основных методов творческой практики Джулии Кэмерон – еженедельные  прогулки, сомнений в действенности этого метода у меня не возникло по двум причинам. Во-первых, вот уже 8 лет, как на работу и с работы я хожу пешком. По дороге между вековых сосен, 20 минут в один конец. Уж я-то знаю, как благотворно влияют на душу такие прогулки, сколько интересных мыслей рождается, какую гармонию с миром ощущаешь. Во-вторых, вспомнились строки Анны Ахматовой:
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
А вот это высказывание Джулии Кэмерон : «Источник самоуважения в том, что мы пишем или играем, а не в рецензиях на наши картины или музыку. … И не в том, как мы выглядим в глазах публики» - прямо воскресило в памяти пушкинское:
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно…
Таких ассоциаций можно найти немало. И всё же книга не отпускает и не вызывает негативной реакции: «Плавали – знаем!». Скажу больше: адресованная художникам, эта книга на самом деле будет интересна каждому, кто хоть раз задумывался – не побоюсь высоких слов – о смысле своей жизни. «Я что-то делаю не так; я не раскрыл своих способностей в полную меру; окружающие меня не понимают; близкие относятся ко мне скептически; начальство меня не ценит; я не достиг  в жизни таких высот, как мои менее способные и трудолюбивые ровесники; друзья не радуются моим успехам, а завидуют; множество людей злоупотребляет моим временем и энергией в личных целях» - такие мысли не дают покоя не только художникам. Что делать с этими сомнениями? Джулия Кэмерон предлагает многочисленные стратегии поведения,  методики и задания, позволяющие преодолеть сомнения, сохранить веру в себя, защитить своё личностное пространство от бесцеремонных посягательств и получить настоящую поддержку близких по духу людей. Книга «Долгие прогулки» - это рассчитанный на 12 недель курс самопознания и самораскрытия. Он нацелен научить читателя воспринимать и изменять жизнь посредством творчества. Так говорит автор в эпилоге.  Действительно, книга помогает разобраться в своих стремлениях, правильно расставить приоритеты. И самое важное – она не призывает, а  прямо подталкивает под руку или куда ещё: не сиди, не жди условий или озарения.  Не теоретизируй, действуй. Выпусти стрелу желания.  «У слов «реальность» и «реализовать» один  корень. Только переключившись с установки «я хотел бы сделать» на установку «я сделаю», можно превратиться из жертвы в победителя». Разве это только о художнике? Ещё раз подчеркну, что подобные призывы переходят в многочисленные задания, подсказки, что именно можно и нужно сделать. «Поймите, что вы многое можете» - и далее 20 пунктов реализации этого совета.  «Изобразите себя в масштабе»,  «Превратите гнев в топливо»,  «Выпустите тигра из клетки», «Похлопайте себя по плечу» - следует прочитать книгу, чтобы узнать, что кроется за этими советами и ещё десятком других. Советы эти легко воспринимаются ещё и благодаря яркой, образной, ироничной манере письма. Наглядный пример (как в случае со стрелой) превращается в метафору, известная притча про трёх слепых и слона даёт образы для целой главы, серьёзные рассуждения иллюстрируются неожиданным сравнением.  Есть, кстати и конкретный совет, как из проблемы сделать коллаж. Так что читайте - не пожалеете.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...